![]() |
|||||
![]() |
![]() |
||||
![]() |
|||||
![]() |
![]() |
![]() |
|||
![]() |
|||||
|
ДЕТИ И РОДИТЕЛИ В этом заключительном разделе рассказано о том, каким образом каждый элемент рождения проявляется в отношениях между детьми и родителями, влияет на родительские качества и поведение ребенка. Помните, что в своей жизни вы можете проходить через разные фазы элементарной энергии, отличающиеся от той, под которой вы родились. Активация различных элементов вполне естественна на разных этапах человеческой жизни. Но хотя вы можете временно находиться под влиянием другого цикла, скрытое влияние вашего элемента рождения по-прежнему играет важную роль. Огонь — родители Родители, в личности которых преобладает элемент Огня, весьма активны и с оптимизмом смотрят в будущее. Поскольку они сами во многом ведут себя как дети, то ожидают от своих детей такой же эмоциональности и страстной заинтересованности в новых вещах и переживаниях. На уровне теории они хорошо понимают трудности, связанные с воспитанием детей, но на практике могут быстро терять терпение и выходить из себя, если ребенок упрямится или невнимательно слушает их. Женщина Огня обычно побуждает своего ребенка больше гулять на свежем воздухе и заниматься спортом, особенно если для этого имеются хорошие возможности. Мужчина Огня не проявляет особенного интереса к предпочтениям своих детей, но он, конечно же, хочет, чтобы они были «самыми лучшими» и брали призы на олимпиадах и соревнованиях. Люди, связанные с элементом Огня, вообще склонны к соперничеству, поэтому они могут быть для своих детей образцом высоких достижений — если только приложат необходимые усилия. У родителей Огня возникают трудности в отношениях с ребенком, в чьей личности преобладает элемент Металла. Такое сочетание бывает благоприятным лишь в том случае, если ребенок с раннего возраста приучен к ответственности за свои поступки и знает ряд правил, которые нельзя нарушать. Хотя люди Огня не слишком любят правила и инструкции, они требовательны к другим; в отношениях с Металлом это может привести к тому, что «найдет коса на камень» и упрямая решимость ребенка в конце концов одержит верх над придирками родителей. В таких случаях родители Огня предпочитают заняться другими делами вместо того, чтобы вступать в долгие препирательства. Родители Огня хорошо ладят с детьми, в чьей личности преобладает элемент Дерева или Земли, не слишком обременяя их своей опекой. С другой стороны, такие дети помогают родителям взглянуть на окружающий мир в более широкой перспективе, хотя бы временно отказаться от сосредоточенности на себе и своих чувствах. Труднее всего родителям Огня бывает общаться с детьми, которые про- являют ярко выраженные качества Воды. Непостоянный ритм эмоциональных приливов и отливов, свойственных Воде, неудобен для Огня: родителей раздражает, когда ребенок вдруг запирается в своей комнате и не хочет выходить, потому что у него плохое настроение, а потом тайком крадется на кухню и опустошает холодильник. Однако при достаточном терпении и снисходительности родители Огня могут в полной мере оценить остроумие, находчивость и изобретательность такого ребенка. В целом люди Огня умеют находить общий язык со своими детьми, особенно если те проявляют самостоятельность, активность и экстраверт-ные качества. Они многого ждут от детей и могут быть слишком напористыми в своих требованиях, но в то же время часто подают ребенку достойный пример и устанавливают высокие нравственные стандарты. Огонь — дети Дети Огня полны энергии и очень симпатичны, особенно пока они еще не подросли. Им необходим определенный распорядок, чтобы они научились быть более организованными и ценить свое время. Однако, если требования становятся слишком жесткими, ребенок Огня просто замыкается в себе и упрямо отказывается что-либо делать. Со своей стороны, дети Огня часто бывают требовательными и капризными; если они не получают того, что хотят, то становятся раздражительными и необузданными. Если дома такое поведение еще может сойти с рук, то в школе оно часто приводит к печальным последствиям. Когда у ребенка нет страстной заинтересованности в каком-то предмете, самой главной проблемой становится его поведение на уроках. Высокий уровень энергии у ребенка, в личности которого преобладает элемент Огня, лучше использовать в спорте и активных познавательных мероприятиях, вроде викторин, вместо того чтобы заставлять его сидеть тихо или помогать другим детям. Если направить его энергию в соответствии с его предпочтениями, он будет гораздо более усидчивым и менее подверженным эмоциональным вспышкам, о которых ему впоследствии приходится горько сожалеть. Земля — родители Родители, в чьей личности преобладает элемент Земли, создают в семье дух целеустремленности, последовательности и основательности, который стараются передать своим детям. При этом они всегда знают, «что лучше для ребенка», и стараются ограждать его от посторонних идей и чужих представлений. В своем стремлении к спокойствию и справедливости они подчас переходят ту грань, за которой нарушается свобода воли другого человека. Женщина Земли очень заботится о своих детях и готова оказывать им всемерную поддержку. Однако она с настороженностью относится к играм на свежем воздухе и продолжительному гулянью, а если ребенок приводит в дом своих друзей, то начинает беспокоиться, не пострадают ли ее любимые безделушки и другие предметы интерьера. Ей трудно признать, что ее ребенок обладает таким же правом выбора, как и взрослый человек. Она учит своих детей тщательно обдумывать принимаемые решения, а в спорах судить «по справедливости» — то есть так, как подсказывает опыт и здравый смысл. В домашнем хозяйстве женщина Земли любит иметь все под рукой и строго следит за тем, чтобы каждый ребенок (если их несколько) получал свою долю родительской ласки. Мужчина Земли склонен к догматизму и придерживается консервативных убеждений относительно воспитания детей. Самый сложный период для него наступает, когда ребенок начинает взрослеть и приносит в дом новые идеи, часто сопровождаемые бунтарским духом. Для такого родителя основным вкладом в будущее ребенка являются деньги в банке, отложенные на обучение и, возможно, создание семьи. Ему нравится, когда его ребенок добивается успехов в школе или в спорте, но это не имеет для него существенного значения. Он хочет видеть плоды своих усилий, а все остальное хорошо хотя бы потому, что не вредит его отпрыску. Родители, личность которых тесно связана с элементом Земли, могут оказаться чрезмерно консервативными и старомодными. Они защищают своего ребенка по надобности и без надобности, и это их качество приводит к проблемам, когда дети вырастают и хотят покинуть дом. Труднее всего таким родителям бывает справляться с детьми, в характере которых преобладает элемент Воды или Дерева. Эти дети обладают свободолюбивой натурой и требуют гибкого отношения к себе. С возрастом им становится все сложнее жить в соответствии с традиционным укладом родителей. С другой стороны, для детей типа Металла отношения с родителями типа Земли могут быть мощным стимулом к личному развитию, поскольку оба типа нуждаются в стабильности и склонны к предпринимательству. Ребенок, личность которого связана с элементом Огня, тоже может хорошо ужиться с родителями типа Земли. Его неуемная энергия пополняет жизненную силу родителей, а веселые шутки развеивают мрачноватую атмосферу стабильности и неизменности в доме — конечно, при условии, что у родителей хватит терпения, чтобы справиться с его эмоциональностью и непредсказуемостью. Земля — дети Дети, в характере которых преобладают качества Земли, ласковы и привязчивы, но при этом отличаются сильной волей и любят все делать по-своему. Если дать им благоприятную возможность, они могут проявить выдающиеся творческие способности в искусстве и гуманитарных науках. Они предпочитают работать в помещении, в спокойной обстановке, или заниматься доступными видами спорта, не требующими больших физических усилий и не связанных с командной игрой. Они любят поесть, и при отсутствии правильных навыков питания на этой почве у них могут возникнуть проблемы в подростковом возрасте. Дети Земли могут очень сильно привязаться не только к своим родителям, но и к своим игрушкам. Они часто отказываются делиться с другими детьми едой, одеждой, косметикой или музыкальными записями. Кроме того, они ревнуют своих «лучших друзей», если те заводят дружбу с кем-то еще, и способны устроить им крупные неприятности из-за ложного представления о дружеской преданности. Дети Земли могут до последнего настаивать на своей правоте, но они умеют заботиться о своих друзьях, братьях и сестрах, что делает их популярными в среде сверстников. В школе они с готовностью подчиняются установленному распорядку и соблюдают дисциплину на уроках. Таким детям прежде всего нужен надежный и благоустроенный плацдарм, с которого они могут приступить к освоению окружающего мира. Без спокойной обстановки и ощущения поддержки за спиной ребенок Земли может со временем стать угрюмым, жадным и ограниченным человеком. Хотя может показаться, что ребенок Земли очень медлителен и даже ленив по сравнению с другими детьми, он в конце концов поспевает за ними и оказывается на том же уровне, что и большинство других. Он расчетлив, рационален и предприимчив в рамках установленных правил; эти качества позволяют ему добиться успеха в учебе, даже не обладая особенными талантами. Металл — родители С одной стороны, такие родители прекрасно умеют внушать своим детям новые идеи и давать им разностороннее образование, а с другой — отчаянно хотят, чтобы их дети добились выдающихся успехов, и ради этого могут пускаться на разные ухищрения. Они часто ограничивают свободу ребенка еще в раннем возрасте и сознательно или неосознанно навязывают ему свое мнение по широкому кругу вопросов. Родители, в характере которых преобладают качества Металла, придерживаются строгих принципов и внимательно следят за развитием своего ребенка, формируя его предпочтения в выборе одежды, спортивных занятиях и даже в общении со сверстниками. Для поддержки и направления детей «на путь истинный» они пользуются самыми изощренными и хитроумными методами. Им легко убедить ребенка в необходимости изучения нового предмета или спортивных тренировок, аргументируя это блестящими возможностями, которые откроются перед ним в недалеком будущем. Зато им бывает очень трудно умерить свой критический пыл и смягчить требования, предъявляемые к учебе и внеклассным занятиям ребенка. Как женщины, так и мужчины Металла умеют быстро и своевременно разбираться в острых ситуациях — например, когда ребенок получает травму, ссорится с друзьями или приходит из школы с жалобами на несправедливость учителя. Однако профессиональные и творческие интересы для них часто важнее родительских обязанностей, и это может приводить к семейным конфликтам. Женщины Металла вообще прохладно относятся к домашнему хозяйству, и хотя они любят своих детей, но не слишком де- монстрируют свою любовь и привязанность. Родители, в личности которых преобладает элемент Металла, хорошо относятся к детям Воды или Земли. Подвижность и изменчивость Воды вносят приятное разнообразие в жизнь Металла, а чрезмерная эмоциональность и нестабильность не пугает его. Дети Воды легко приспосабливаются к требованиям своих родителей и учатся обходить их запреты, а дети Земли вполне довольны, когда им указывают четкие границы, которые нельзя пересекать. С другой стороны, дети Огня будут часто конфликтовать с родителями типа Металла, а свободолюбивая натура детей Дерева может привести к серьезным и долговременным проблемам в отношениях с такими родителями. Металл — дети К тому времени, когда ребенок Металла начинает ходить, он свободно распознает всех членов своей семьи и точно знает, чего можно ожидать от каждого из них. Если такой ребенок настроен на достижение конкретной цели и занят поисками смысла в окружающем мире, у него не будет проблем в отношениях с родителями. Если же он не имеет ясной цели, то начинает делать все, что хочет и когда захочет, создавая массу проблем для своих близких, учителей и одноклассников. Дети, в чьем характере преобладают свойства Металла, сильны духом и могут без устали добиваться того, чего им действительно хочется. За их жизнерадостной и неунывающей внешностью скрывается глубоко эмоциональная натура, которая может обрести самовыражение в музыке, спорте и драматическом творчестве. Они должны заниматься каким-то делом, иначе негативные черты их личности выступают наружу и они превращаются в настоящих мелочных тиранов, невыносимых для окружающих. Если в семье появляется новый ребенок, дети Металла могут ревновать его к родителям гораздо сильнее, чем дети, связанные с другими элементами. Они очень боятся отчуждения, поэтому нужно заранее готовить их к любым важным переменам в семейной жизни. В школе дети Металла успевают тем лучше, чем выше их успеваемость, — то есть каждый успех побуждает их стремиться к следующему, еще большему успеху. Они с радостью принимают любой вызов, от контрольных работ до спортивных состязаний и сочинений на вольные темы. С возрастом дети Металла могут проявлять интерес к истории, археологии, океанографии и таким видам спорта, как альпинизм или гонки на яхтах, где предъявляются высокие требования к личным качествам человека и каждый отвечает сам за себя. Вода — родители Родителям, в характере которых четко проявлены качества элемента Воды, бывает труднее всего внести хоть какое-то подобие порядка и дисциплины в жизнь своих детей. Они не любят указаний и наставлений, поэтому сами с большой неохотой поучают своих детей и стараются не ругать их даже за дело. Родители Воды, особенно матери, заменяют дисциплину поистине волшебным умением угадывать настроение, чувства и желания своих детей. Они находят общий язык с ребенком уже вскоре после его рождения, с удовольствием играют с ним, забавляют и успокаивают малыша. Родители Воды сами во многом остаются детьми: они переменчивы, капризны и часто непредсказуемы. Они могут испортить своих детей ненужными поблажками, но с другой стороны, их гибкость и изобретательность в придумывании нового помогает сделать ребенка счастливым, радостным и таким же общительным, как они сами. Разнообразные интересы и богатое воображение родителей пробуждают в ребенке тягу к знаниям, которая нуждается лишь в упорядоченности и направлении, чтобы принести богатые плоды. Мягкие и отзывчивые, родители Воды часто полагаются на способность своих детей принимать самостоятельные решения вместо того, чтобы брать на себя ответственность за их судьбу. Такие родители лучше всего ладят с детьми, которые проявляют свойства Воды, Дерева или Огня. Противостояние с детьми Металла приводит к серьезным конфликтам; вместо того чтобы разрешить ситуацию, родители обычно предпочитают переключить внимание на другие дела, хотя поведение ребенка причиняет им мучительную душевную боль. Дети Земли расстраивают их своей педантичностью, мелочностью и любовью к порядку — общение с таким ребенком может стать настоящим испытанием для легкой и впечатлительной натуры Воды. Родители Воды готовы многим пожертвовать ради своих детей, но их слабость заключается в том, что сначала они никак не могут решить, куда направить способности ребенка, а в более позднем возрасте начинают без нужды вмешиваться в его отношения с друзьями и знакомыми. Вода — дети Дети Воды очень чувствительны и щедро наделены интуитивным пониманием, позволяющим им быстро разбираться в обстановке и угадывать желания взрослых. Они растут и взрослеют ничуть не медленнее других детей, но предпочитают как можно дольше оставаться в мире своих фантазий. Давление повседневности часто становится невыносимым для них, и они находят убежище в вымышленных мирах, создаваемых фантастикой и волшебными сказками, или увлекаются музыкой, живописью и другими видами искусства. Ребенок, в характере которого проявлены качества элемента Воды, нуждается в умственной стимуляции: его бесконечно увлекают логические игры и головоломки, особенно если есть возможность блеснуть своим мастерством перед сверстниками. Самой большой проблемой для него становится неспособность довести до конца начатое дело — когда ему становится скучно, он бросает все на полпути и обращается к другому занятию. Он не любит, чтобы старшие навязывали ему свою волю, и с раннего возраста придумывает сотни хитроумных способов, позволяющих уклониться от обременительных обязанностей, накладываемых родителями и учителями. Однако такой ребенок всегда готов помочь товарищу и поделиться с ним своими вещами или знаниями; выражение признательности так же приятно для него, как глоток холодной воды в жаркий день. В школе дети Воды любят дискуссии, где они могут проявить свое остроумие, практические предметы и активные занятия, но когда учитель объясняет новую тему или теорию, они легко отвлекаются и могут прослушать самое важное. Вокруг них часто собирается круг сверстников для непринужденного общения, хотя они не любят играть главные роли и охотно уступают лидерство кому-нибудь из своих товарищей. В подростковом возрасте они очень любят гулять, ходить в гости и каждый день узнавать что-то новое для себя. Подготовка к экзаменам — настоящее мучение для них; они предпочитают провести ночь без сна за учебниками вместо того, чтобы добросовестно учить экзаменационные билеты. Подвижная, текучая натура детей Воды нуждается в переменах и постоянной стимуляции. Дерево — родители Родители, в характере которых четко проявлены свойства Дерева, обладают врожденным умением избегать конфликтов и сглаживать острые углы. Они могут угадывать приближение скандала по малейшим изменениям в поведении ребенка и вовремя принимать необходимые меры: выступить с неожиданным предложением, рассеять мрачное настроение веселой шуткой или направить энергию ребенка в позитивное русло. Способность поддерживать гармоничные отношения в семье делает их прекрасными родителями, но в их отношениях с детьми всегда ощущается некоторая эмоциональная отстраненность. Слезы радости и бурные объятия — не для них. Если ребенок нуждается в ласке, они готовы согреть и утешить его, но при этом в первую очередь обращаются к его разуму, а не к чувствам. Взрослые люди Дерева склонны к разумной экономии и осмотрительности в расходах; от своих детей они ожидают такого же бережного обращения с деньгами, вещами и чувствами других людей. Они позволяют своим детям свободно экспериментировать со всем, что их интересует, при условии, что это не будет задевать окружающих. Обладая естественным организаторским талантом, они могут служить вдохновляющим примером для ребенка и увлекать его своей кипучей энергией. Мужчины Дерева охотно обсуждают со своими детьми любые вопросы и радуются возможности лишний раз блеснуть своей эрудицией. Иногда они бывают хорошими учителями, но им не хватает терпения объяснить тему до конца, поэтому они часто ограничиваются полезными советами «о жизни» и дипломатичными предложениями. Открытый подход и отсутствие жестких ограничений в воспитании детей время от времени приводят к недоразумениям. Ребенок, особенно в подростковом возрасте, начинает жить по принципу «что не запрещено, то разрешено», чем доставляет немало огорчений своим родителям. Требования, которые он предъявляет, кажутся им слишком завышенными и даже нелепыми. Это наиболее трудный период в отношениях детей и родителей, но если им удается сохранить близкие отношения, то дети смогут в полной мере оценить предоставленную им свободу действий и ответить искренней благодарностью. Родители, связанные с элементом Дерева, очень хорошо ладят с обаятельными детьми Воды и активными, любознательными детьми Огня. С Металлом у них возможны частые конфликты на почве разделения ответственности, а дети Земли, как правило, кажутся им нытиками и ужасными педантами, требующими играть по правилам, которые никто не собирается для них устанавливать. Дерево — дети Дети, в характере которых проявляются качества Дерева, довольно общительны и дружелюбны. Они не эгоистичны и охотно делятся со своими товарищами советами и игрушками. В школе они часто озадачивают учителей необычным поведением, но ум у них светлый и проницательный, хотя они не признают никакой системы в занятиях и разбрасывают вещи где попало. Других детей привлекает их ровный нрав и приветливое обращение, в котором, однако, чувствуется определенная отчужденность — внешнее выражение глубокой внутренней потребности сохранять свою индивидуальность и не вступать в слишком тесные контакты. У них много знакомых, они любят бывать в компании, но всегда держатся немного особняком, а в разговоре перескакивают с одного на другое, как будто внутренняя сосредоточенность на своем мешает им следить за нитью беседы. Дети Дерева быстро все схватывают и хорошо учатся в школе, но жесткая дисциплина убивает их инициативу. У них хорошо развит эстетический вкус и музыкальные способности, они часто проявляют склонность к гуманитарным наукам, особенно к истории и литературе. Их привлекает все, что отличается от общепринятых представлений, поэтому в более старшем возрасте они заводят знакомство с людьми, которые кажутся их родителям странными и подозрительными. Ребенок Дерева учится самостоятельности в очень раннем возрасте. Он хорошо умеет управлять своими чувствами и поведением; гораздо хуже у него получается командовать другими людьми. Он может добиваться выдающихся результатов в командной работе, но при этом должен нести личную ответственность за свою часть дела, а не делить ее с товарищами. Его способности расцветают в неформальной обстановке, организованной в соответствии с его представлениями о свободном творчестве. Ему необходим определенный порядок, и в то же время он должен время от времени отступать от этого порядка. Как и любой индивидуалист, ребенок Дерева считает себя удовлетворенным лишь в том случае, если люди, которых он уважает, по достоинству оценивают его усилия.
|
||||
![]() |
|||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |